1 июня 2018 года в России действует проект по добровольной маркировке продуктов цветовой шкалой в зависимости от содержания в них сахара, жира и соли.
Инициатором проекта выступил Роспотребнадзор, а методические рекомендации по цветовой индикации в маркировке пищевых продуктов разработал ФИЦ НИИ питания и биотехнологии.
Основная цель проекта под названием «Светофор» – максимальное информирование населения о содержании в продуктах сахара, соли и жира.
Такая инициатива связана с тем, что постоянное употребление продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жира, в том числе жира с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот, приводит к нарушению структуры питания и развитию неинфекционных заболеваний, таких как избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания и другие.
Пищевые продукты промышленного производства в зависимости от количественного содержания в них жира, сахара и соли предлагают маркировать красным, желтым или зеленым цветом.
Если говорить о сахаре, то предложенная шкала выглядит так:
Красный цвет – продукты с «высоким содержанием» сахара:
- 7 г или более на 100 мл для жидкости;
- 22,5 г или более на 100 г для твердых продуктов;
- более 9 г на 100 г для кисломолочной и творожной продукции.
Желтый цвет – «среднее содержание», можно маркировать продукты со средними между красными и зелеными показателями.
Зеленый цвет – «низкое содержание» сахара:
- 2,5 г или менее на 100 мл для жидкости;
- 5 г или менее на 100 г для твердой пищи и кисломолочной и творожной продукции.
Индикацию можно указывать в виде любого графического изображения, например, в виде полос, помещенных в квадрат. Если продукт характеризуется высоким содержанием сахара и жиров, а низким количеством соли, нужно нанести две красные полосы и одну зеленую. На картинке необходимо также указать среднее содержание этих веществ в продукте.
Для отдельных групп пищевых продуктов сделано исключение. Маркировка не распространяется на сырье и продукты с однородным составом: например, сахар, сливочное масло. Также маркировку «светофор» не наносят на упаковки питьевой воды, пищевых добавок, продукции диетического лечебного и профилактического питания, пищевой продукции для спортсменов, беременных и кормящих женщин, продукции для детского питания, биологически активных добавок к пище, которые имеют заданный химический состав, а также кондитерских изделий, напитков с подсластителями и сыров. Что касается последних трех, в них содержится заведомо большое количество критически значимых веществ.
Поэтому если потребитель не видит на такой продукции красную индикацию, это совсем не означает, что такой продукт не содержит большого количества сахара или жира и полезен для здоровья.
Цветовая индикация сейчас является добровольной.
Первым участником проекта стала компания Unilever. Мороженое производства этой компании появилось с цветовой индикацией. К проекту подключилась и одна из крупнейших розничных российских компаний X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Это должно помогать потребителям делать осознанный выбор и формировать свой здоровый рацион.
Цветовая индикация «Светофор» не отражает опасность или вред продукта для здоровья. Основная задача — привлечь внимание потребителя к содержанию соли, сахара и жиров в продуктах питания и отразить это цветом.