Современные офисы оборудованы всем необходимым для работы, но долгое пребывание в нем бывает небезопасно для здоровья. В последнее время увеличилось количество жалоб и симптомов у людей, которые работают в офисе. Для характеристики этого явления используют термин «офисный синдром» (синдром офисного работника) — комплекс симптомов, возникающих у сотрудников офисов из-за неблагоприятных условий труда и отдыха.
Проблема офисного синдрома в настоящее время становится очень актуальной. Помимо психологических факторов современной жизни, негативное воздействие на офисного работника оказывают физиологические условия его работы: скученность, маленькое личное пространство, неэргономичная мебель, нарушение режима питания, большое количество аллергенов.
Частые жалобы у сотрудников офисов на проблемы с позвоночником, головные боли, усталость, проблемы со зрением, лишний вес.
О чем важно помнить, чтобы избежать «офисного синдрома»?
1. Обращайте внимание на то, как, сколько и на чем вы сидите.
Важно не только, сколько времени сидит сотрудник, но и как. Вынужденное положение тела, неправильная осанка, привычка сутулиться, поза «нога на ногу», удерживание телефона между плечом и щекой часто приводят к проблемам с опорно-двигательным аппаратом, провоцируют появление варикозного расширения вен и боли в пояснице и шее.
Рекомендуется сидеть прямо, таким образом, чтобы стопы полностью стояли на полу, параллельно друг другу, а угол в коленях был 90 градусов. БОльшая часть бедра должна находиться на сидении. Сидеть на краю стула не желательно.
Высота компьютерного кресла должна регулироваться. Спинка кресла, на котором сидите, должна достигать угла лопаток или находиться немного ниже, чтобы спина могла опираться на спинку стула. Так снижается излишняя нагрузка на позвоночник. Если спина и поясница не прилегает к спинке кресла, лучше воспользоваться специальной подушкой или поясничной поддержкой, которая поможет разгрузить межпозвонковые диски и позвоночник не будет прогибаться. Старайтесь не выдвигать шею вперед, что может привести к синдрому «компьютерной шеи».
При работе на клавиатуре, кисти и предплечья должны полностью лежать на столе. Неудобное положение руки и кисти, большое количество мелких однообразных движений может привести к появлению туннельного синдрома, который проявляется в виде боли, онемения и слабости в них.
Делайте гимнастику для рук. Сжимайте пальцы в кулаки (около 10 раз) или делайте вращения кулаками вокруг своей оси.
2. Больше двигайтесь.
Взрослому человеку для здоровья необходимо от 2 до 5 часов в неделю двигательной активности. Это могут быть ходьба, бег, плавание, любые виды фитнеса, танцы. Ежедневная двигательная активность поможет оставаться человеку в форме. Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на массе тела и усугубляет нервное напряжение, которого у офисных работников и так много.
Боритесь с гиподинамией на рабочем месте.
Каждые 30 — 40 минут найдите повод, чтобы встать из-за стола:
- сходите к кулеру или принтеру;
- просто разомнитесь или пройдитесь.
Небольшой пятиминутный комплекс упражнений несколько раз в день поможет восстановить кровообращение и снять напряжение в мышцах после долгого сидения за компьютером.
- тянитесь руками вверх;
- наклоняйте голову вправо-влево, вперед-назад;
- поворачивайтесь в стороны с вытянутыми вперед руками;
- сгибайте и разгибайте колени;
- поднимайтесь на носки;
- потянитесь локтями согнутых рук назад;
- освойте самомассаж шеи и плеч.
3. Позаботьтесь о своих глазах.
Придерживайтесь простых правил для сохранения вашего зрения:
- Монитор не должен стоять ближе, чем в 45 сантиметрах от глаз. Угол наклона экрана 10-15 градусов ниже горизонта. При таком расположении компьютера глаза не будут перенапрягаться.
Чем больше диагональ монитора, тем дальше от компьютера следует держать глаза.
- Настройте яркость и контрастность экрана. При необходимости включите режим подавления синего света.
- Экран монитора не должен быть повернут в сторону окна.
- В темное время суток необходим дополнительный источник света.
Делайте гимнастику для глаз: сфокусируйте взгляд на предмете, находящемся в 20 — 30 сантиметрах от вас, а затем переведите взгляд на любую точку, находящуюся примерно в 5 метрах от вас, и снова сфокусируйте взгляд на первом предмете. Попробуйте мысленно нарисовать глазами восьмерку, сначала — по часовой стрелке, потом — против. Зажмурьте глаза как можно сильнее, через 5 секунд откройте и не моргайте, еще через 5 секунд снова зажмурьтесь.
4. Сухой воздух.
В современных офисах частая проблема — сухой воздух, который отрицательно сказывается на работоспособности и самочувствии сотрудников. Идеальный способ решения проблемы — увлажнитель воздуха. Кроме того, пейте достаточное количество воды в течении рабочего дня.
5. Недостаток кислорода.
Часто работники офиса жалуются на нехватку воздуха и духоту в помещении.
Длительное пребывание в условиях нехватки кислорода приводит к головной боли, бессоннице, снижению иммунитета, обострению хронических заболеваний, снижению концентрации и внимания, и как следствие, снижению работоспособности.
Что делать?
- чаще проветривайте помещение;
- несколько раз в день устраивайте проветривание с одновременно открытой дверью и окном (избегая сквозняков);
- в течение рабочего дня выходите на 5-10 минут на улицу.
6. Проблемы с питанием.
Всем известный факт, что питаться нужно регулярно, разнообразно, не переедая. На практике, в условиях активной офисной жизни реализовать это не так просто. В итоге — проблемы с пищеварительным трактом и лишний вес.
Что делать?
Относитесь ответственно к своему питанию. Носите с собой еду в контейнерах, делайте здоровые перекусы, которые помогут продержаться до полноценного приема пищи (фрукты, овощи, орешки или йогурт).
7. Остерегайтесь бактерий.
Многие люди до сих пор не моют руки после посещения туалетной комнаты, а также во многих других случаях, когда это требует ситуация. Несоблюдение гигиены опасно не только для самого «грязнули», но и для окружающих его коллег. Человек трогает руками дверные ручки, кулер или кофемашину, оставляя на них болезнетворные бактерии.
Регулярно мойте руки или обрабатывайте их антисептиком, особенно перед приемом пищи.
Заболевший, сидящий в одном помещении со здоровыми представляет не маленькую опасность, заражая остальных. Заболели — берите больничный и лечитесь дома. Перенесенная «на ногах» самая обычная простуда может перейти в более серьезное заболевание. Если вы вынуждены работать — обязательно надевайте маску (меняйте ее каждые 2 часа). Остальным сотрудникам также стоит надеть маски, если в коллективе есть больной.
На рабочем месте мы проводим большую часть времени, пусть это время будет проведено с пользой для себя и для окружающих, а не во вред здоровью.
Придерживаясь этих простых и важных правил, Вы сохраните свое здоровье в офисе.
Будьте здоровы!
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
