• 19.09.2024 04:47

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

08.08.2024
H:\Users\!Общая\Отделение организации информационного обеспечения населения\Социально-гигиенический мониторинг_0.jpg

Социально-гигиенический мониторинг — это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Как государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания реализуется органами и организациями Роспотребнадзора. Созданный в 1994 году и последовательно развиваемый документами правительственного уровня и нормативными правовыми актами Роспотребнадзора социально-гигиенический мониторинг был призван аккумулировать информацию, обеспечивающую установление причинно-следственных связей между здоровьем россиян и факторами, на него влияющими, и выполнять глубокие наукоемкие аналитические задачи в интересах лиц, принимающих решения на различных уровнях государственности.

В настоящее время ведение социально-гигиенического мониторинга остается одним из важнейших направлений деятельности органов и организаций   Роспотребнадзора. Он осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 «Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге», нормативно-распорядительными документами Роспотребнадзора.

Совместная деятельность органов и организаций Роспотребнадзора при реализации социально-гигиенического мониторинга позволяет решать следующие задачи:

  • гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
  • выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
  • установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

Социально-гигиенический мониторинг функционирует как сложная открытая система длительного сбора и обработки разнородных данных о параметрах среды обитания, социально-экономических показателях жизни населения регионов страны, медико-демографических характеристиках общества в целом и отдельных контингентов населения. В рамках системы социально-гигиенического мониторинга силами Роспотребнадзора ежегодно выполняются сотни тысяч инструментальных измерений объектов среды обитания во всех субъектах Российской Федерации.

На основе данных мониторинга Роспотребнадзора формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Данные федерального и региональных информационных фондов имеют колоссальный аналитический потенциал и позволяют выполнять наукоемкую обработку информации для самых разных задач управления санитарно-эпидемиологической ситуацией.

В связи с действующими особенностями осуществления государственного контроля (надзора) на территории Российской Федерации значимость исследований и измерений системы социально-гигиенического мониторинга приобретают принципиально новый статус мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Путем осуществления социально-гигиенического мониторинга Роспотребнадзор получает подтверждения эффективности и результативности собственных мероприятий, также результативность мер реагирования объектов надзора. Получаемые результаты по оценке рисков для здоровья сделали возможным выделение региональных и локальных приоритетных факторов, установление зон с высокими уровнями рисков для здоровья или, напротив, территорий санитарно-эпидемиологического благополучия.

Особенную актуальность социально-гигиенический мониторинг приобретает в настоящее время, так как медико-демографическая ситуация является в последние годы объектом самого пристального внимания Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Медико-демографические показатели (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) являются основой для стратегического развития страны. Известна высокая информативная значимость медико-демографических показателей в отношении влияния факторов среды обитания различной природы — физических, химических, биологических и социально-экономических. Поэтому анализ медико-демографической ситуации имеет первостепенное значение в рамках социально-гигиенического мониторинга и является одним из важнейших механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.