• 25.02.2024 11:50

24 ноября – Всемирный день отказа от покупок

27.11.2023

Всемирный день отказа от покупок (Buy Nothing Day) отмечается ежегодно в конце ноября одновременно с «Черной пятницей» и началом рождественских распродаж.

Автором идеи стал канадский художник-рекламист Тед Дейв. Он хотел организовать коллективный протест против рекламной и маркетинговой индустрии, создающей иллюзию необходимости все большего и большего потребления. Изначально день назывался No Shop Day и проходил под девизом «Достаточно — значит достаточно!» (Enough is enough!).

Через некоторое время идею Дейва поддержала и стала продвигать канадская некоммерческая организация Adbusters Media Foundation, которая занимается вопросами антипотребительства, улучшения окружающей среды и объединяет художников, писателей, предпринимателей, преподавателей, студентов, выступающих против навязываемого рекламой сверхпотребления.

Впервые Buy Nothing Day отметили именно в Канаде в сентябре 1992 года, через пять лет его стали проводить по всей Северной Америке в «Черную пятницу», а в Европе – в субботу после дня распродаж. Всемирный день отказа от покупок отмечается театрализованными шествиями и представлениями, а также трансляцией и публикацией антирекламных роликов и объявлений в более 60 странах. Условием участия в акции является отказ от покупок в течение 24 часов.

Акция в супермаркетах США в 2000-х годах. Фото: Brave New Films/commons.wikimedia.org По мнению канадского медиаактивиста эстонского происхождения Калле Ласна, основателя Adbusters, причину финансовых кризисов нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления: 20% населения планеты живут в странах с высоким уровнем жизни, эти люди используют более 80% всех природных ресурсов.

Проблему перепотребления чаще всего связывают с шопоголизмом, или ониоманией (от греческих слов onios – «для продажи» и mania – «безумие»). Это вид зависимого поведения, направленный на удовлетворение потребности покупать, причем приобретение любого товара совершается не по причине необходимости, а ради получения удовольствия от самого процесса совершения покупки. Сегодня ониомания внесена в международную классификацию психических расстройств, диагностируется и терапевтируется наравне с наркотическими, химическими и игровыми формами зависимого поведения.

По данным Гринпис, в мире ежегодно производится 100 млрд единиц одежды. Объем отходов модной индустрии, в том числе нераспроданной одежды, достигает 92 млн тонн. Большая часть этого «мусора» отправляется на свалку, несмотря на то что текстиль поддается почти стопроцентной переработке, отмечают специалисты российского фонда «Второе дыхание». Модная индустрия занимает второе место по уровню загрязнения окружающей среды, уступая только нефтегазовой промышленности.

В этот день в крупных супермаркетах, рынках и просто на улице проводится большое количество акций, флеш-мобов, театрализованных сценок и митингов с призывом отказаться от импульсивных покупок. Активисты раздают прохожим листовки, призывающие побороть себя и воздержаться на сутки от любых покупок, нужных и нет. Горожанам предлагают разрезать кредитную карту, отдать нуждающимся куртки и шапки, ходить по магазину с пустой тележкой на спор, вместо покупки танцевать у кассы и пр. Жители городов охотно участвуют в подготовленных мероприятиях. СМИ активно участвуют в происходящем. По радио и телевидению транслируется ролики, высмеивающие рекламу и ненужные продукты. Всемирный день отказа от покупок приобрел известность только к 2001 году. Несмотря на это, каждый год стран, отмечающих праздник, становится все больше. Все больше людей задумываются над причиной появления такого дня и над количеством выбрасываемых ими лично продуктов. Каждый год организаторы этого праздника-акции на шаг приближаются к цели.